|
Статья "Кошмарное шоу "Кисс" (газета "Советская культура", 20
августа 1982 г.)
"Дым на большой сцене, в неистовом трансе прыгают разодетые парни,
нецензурные выражения почти ежеминутно, грохот, заставляющий
вздрагивать стены"... Если вы думаете, что это описание концерта
группы, название которой вынесено в заголовок, то ошибетесь. Нет, так
начинали в свое время уже ставшие более респектабельными "Роллинг
стоунз". А вот группой, развившей эту "эстетику" вседозволенности,
стала КИСС.
Давняя особенность мира западной
поп-музыки состоит в том, что чаще всего не подлинный талант является
залогом успеха. Конечно, есть исключения. Но что удается единицам, то
невозможно для других музыкантов.
Нередко путь к успеху - это чужие
аранжировки либо неограниченные возможности звукозаписи. Здесь есть
хотя бы упорство и определенное трудолюбие. Но когда успех зиждется на
моральной распущенности, разложении нравственных устоев и откровенном
цинизме, навязчивой рекламе, спекулирующей на темных инстинктах, - тут
уж становится не по себе. А ведь все это относится к КИСС.
"На огромной сцене из хрома, стекла и неона мечутся, словно на сборище
шаманов, четыре дьявольские фигуры, грохот и скрежет. И непонятно, где
"музыка", - описывал их концерт критик из ФРГ Йорг Гульден.
Действительно, музыка многочисленных альбомов - недавно вышел 17-й! -
монотонна и полна заимствований (к примеру, на первых пластинках есть
несколько плагиатов песен Рода Стюарта). Когда же ближе знакомишься с
историей КИСС, начинаешь понимать, что было причиной их успеха.
Начинали они в Нью-Йорке, где собрались в начале 70-х годов в составе:
Питер Крисс (ударные), Пол Стенли (гитара), Джин Симмонс (бас-гитара),
Эйс Фрили (гитара). Из сотен любительский групп не выделялились ни
оригинальностью, ни мастерством. Кстати, не отличались и твердым
характером. Послушных ребят заметил продюсер Билл Окойн, который в
взялся за них. Позже КИСС говорили: "Маски монстров привели нас к
успеху".
При этом отличительным признаком группы стало отсутствие всяких норм
поведения на сцене. Они ориентировались не на публику, критически
настроенную к расизму и безработице, полицейскому насилию и гонке
вооружений.
Их принцип был иной: "Мы не хотим изменять мир, говорить что-нибудь
значительное, петь о насущных проблемах современности. Мы, как и все,
просто вампиры а хотим показать немного хорошего ужаса".
Маски, закрывшие лица и ставшие, пожалуй, единственным творческим
принципом, помогли наполнить их кошельки. Благодаря своей
скандальности группа стала любимчиком "желтой" прессы. Кто-то окрестил
их было "социальными музыкантами": "Ведь они подготавливают молодежь к
трудностям нашей жизни", но на самом деле все, на что они способны, -
это заведенная карусель ужаса. Примечательно, что КИСС снялись в
фильме "Встреча с привидением". А они и есть привидения. Символом
КИСС
стал эсэсовский знак на конце названия группы. И нередко можно
услышать от них такие слова: "Нам нравятся бравые ребята из СС. Они
были настоящими мужчинами". А Питер Крисс несколько раз заявлял, что
"труд" вождя фашистского рейха "Майн кампф" - "одна из величайших книг XX века", добавляя при этом, что
"в целом книги не нужны".
КИСС продолжают играть с огнем и кровью. Но подлинный успех не
покупается кровью, пусть и искусственной, а маски не скроют отсутствия
таланта. Не скроют они и внутренней пустоты.
М.Сигалов |
|